Что такое флэшмоб?

Не так давно в наш лексикон вошло слово «флэшмоб».
Слово это слышали, наверное, уже все без исключения граждане, имеющие телевизор, интернет или радиоприемник.
Подсознательно из контекста, в котором употребляется данное слово, несложно догадаться, что этот термин подразумевает под собой какие-либо массовые действия.

Информации по данному вопросу не так уж и много.
Скудность информации по данному вопросу объясняется рядом факторов.

Во-первых флэшмоб появился достаточно недавно.
На сайтах флэшмоберов можно прочитать о том, что житель Нью-Йорка Билл, используя sms и e-mail, собрал около полутора сот незнакомых друг с другом человек, которые 17 июня 2003 года одновременно вошли в мебельный отдел магазина "Macy's" и попросили "любовный ковер" для "пригородной коммуны" ценой в $10 000. Телевидение в свое время достаточно подробно осветило эту акцию и именно ее принято считать первым флэшмобом.

Во-вторых, далеко не все считают флэшмоб новым явлением.
Задолго до флэшмоба были очень схожие с ним явления, обозначаемые не менее экзотическими для русского уха словами «хэппенинг» и «перформанс». Между явлениями действительно много общего.

Хэппенинг - разновидность акционизма 1960-х, 1970-х годов. Акция хэппенинга представляет собой бесфабульное театрализованное действие:
- развивающееся без заранее запрограммированного сценария; и
- рассчитанное на спонтанные акции исполнителей и на активное соучастие зрительской аудитории. (англ. happening – происходящее) (Словарь по общественным наукам.)

Перфоманс (англ. performance - букв. - представление) - вид художественного творчества, объединяющий возможности изо-искусства и театра.
Ему предшествовали "живые картины", но окончательно он сложился в акциях представителей дадаизма и в особенности концептуального искусства.
В отличие от хэппенинга, рассчитанного на активное зрительское соучастие, в перформансе всецело доминирует сам художник или специальные статисты, представляющие публике живые композиции с символическими атрибутами, жестами и позами. (БЭС)

Флешмо́б или флэшмоб (от англ. flash mob — flash — вспышка; миг, мгновение; mob — толпа, переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа») — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте, проводит пятиминутный митинг, выполняя заранее оговоренные действия (сценарий), и затем расходятся.
Смартмоб является разновидностью флешмоба.
Сбор участников флешмоба осуществляется посредством связи (в основном это Интернет)

Интересный факт: английское «mob» (сборище, толпа) с немецкого переводится как: чернь, сброд.

Сегодня формат флэшмоба вовсю пытаются использовать специалисты в области маркетинга, рекламы, всевозможных пиар- и полит-технологий, и вполне вероятно, спецслужб.

И это, кстати, третья причина, по которой информации о таком интересном явлении, как флэшмоб, не так много.
Дело в том, что все перечисленные категории специалистов, интересующихся этим явлением, по понятным причинам не афишируют свой интерес и уж тем более свои изыскания в этой области.

Рекламные акции с использованием элементов флэшмоба стали сегодня обычным явлением.
Правда, участниками таких акций, часто являются не добровольцы, а промо-персонал и не часто подобные действа становятся действительно массовыми.
Это говорит о том, что явление на сегодняшний день изучено еще не достаточно хорошо.

Конечно же, подобные спланированные акции не могут считаться флэшмобом в чистом виде, так как нарушают основные принципы флэшмоба:

1. спонтанность в широком смысле, не унифицированная стереотипами;
2. отсутствие централизованного руководства, избранного командира;
3. отсутствие каких либо политических, финансовых или рекламных целей(должно быть чёткое понимание того, что аполитичность, в данном контексте, утопическое понятие);
4. деперсонификация; участники флэшмоба (в идеале это абсолютно незнакомые люди) во время акции не должны никак показывать, что их что-то связывает;
5. отказ от освещения флэшмоба в СМИ;

Флешмоб рассчитан на случайных зрителей (в обиходе мобберов — фомичей), вызывая смешанные чувства непонимания, интереса и даже участия.
...